Развитие самоконтроля
Самоконтроль или произвольность поведения – способность человека осознанно владеть и управлять собой. Произвольность является важнейшим качеством личности и основным диагностическим критерием готовности ребенка к обучению в школе.
Самоконтроль дает возможность ребенку следовать своим замыслам, быть настойчивым в их реализации, уметь преодолевать сложности и достигать поставленные цели. Ребенок, развивший навыки самоконтроля, может легко управлять своими познавательными процессами: вниманием, памятью, восприятием, воображением и мышлением.
Что такое самоконтроль и для чего он нужен?
Самоконтроль или произвольность поведения – способность человека осознанно владеть и управлять собой. Произвольность является важнейшим качеством личности и основным диагностическим критерием готовности ребенка к обучению в школе.
Самоконтроль дает возможность ребенку следовать своим замыслам, быть настойчивым в их реализации, уметь преодолевать сложности и достигать поставленные цели. Ребенок, развивший навыки самоконтроля, может легко управлять своими познавательными процессами: вниманием, памятью, восприятием, воображением и мышлением.
Несформированность самоконтроля.
Недостаточное развитие самоконтроля (по-другому программирования, регуляции и контроля деятельности) - вторая по частоте встречаемости трудность обучения, обусловленная несформированностью высших психических функций. Трудности формирования самоконтроля связаны прежде всего запаздыванием темпа созревания лобных отделов головного мозга. Эти зоны относятся к наиболее поздно созревающим отделам коры. Один из критических периодов их специализации приходится на возраст 6-7 лет, когда и происходит значительный скачок в развитии самоконтроля и произвольного внимания. Полное созревание полей лобных отделов продолжается вплоть до 18-20 лет.
Если провести аналогию с домом, то лобные отделы, безусловно, - крыша всего здания, а крыша обязательно должна держаться на прочном фундаменте и крепких стенах, поэтому при недостатке энергетического компонента или сложностях обработки информации, чаще всего будут наблюдаться и симптомы несформированности лобных отделов.
Как проявляется несформированность самоконтроля?
В неярко выраженной форме является возрастной нормой до 6-7 лет.
- Ребенок не умеет ждать.
- Знает правила (например, правила игры, поведения на уроке, орфографические правила), но не умеет им следовать, совершает много ошибок.
- Часто теряет вещи.
- Этап планирования, ориентировки в задании отсутствует, а если план уже есть - то ребенок испытывает сложности в том, чтобы его придерживаться.
- В связи с предыдущим пунктом - нуждается в постоянном внешнем контроле и организации работы взрослым (напоминания, замечания, привлечение внимания).
- Часто отмечается гиперактивность, двигательная расторможенность, болтливость.
- Ребенку сложно усидеть на месте, иногда такие дети могут встать и начать ходить посреди школьного урока.
- Импульсивность: делает "не подумав", бросает дело не закончив его (например, при малейшей неудаче).
- Такому ребенку тяжело контролировать свои эмоциональные реакции, он может часто “срываться” или лезть в драку.
- При письме часты пропуски или повторения букв, элементов букв, слогов; не выделение границ предложений (заглавная буква и точка); слепление слов.
- Может совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях.
Как развить самоконтроль у ребенка?
Прежде чем ребенок начнет следовать правилам поведения или правилам орфографии, ему необходимо научиться по правилам играть: уметь ждать своей очереди на детской площадке или в настольной игре; выполнять игровые действия по условленному плану; замечать, когда кто-то правила нарушает или совершает ошибку; принимать свои победы и поражения. С этой стороны любая игра, где есть заранее оговоренные правила, будет способствовать развитию самоконтроля ребенка. Особенно хорошо с этой задачей справляются игры двигательные, “дворовые”. Нынешние взрослые в основном проходили этот этап, играя во дворе в классики, казаки разбойники, городки, прыгая через резиночку; подростки играли в футбол, баскетбол, хоккей. Сейчас, если и попадается компания детей, то нередко они проводят время столпившись вокруг одного телефона или колонки с музыкой, да и самого понятия “двора” уже практически не существует. Дети стали меньше двигаться, спортивные игры остались в лучшем случае в качестве секций два раза в неделю - таковы реалии современного мира. Это отражается не только на физическом развитии, здоровье современных детей, но и на развитии их фантазии, самостоятельности, самоконтроля. То, что раньше развивалось "само собой", сейчас часто приходится специально развивать и стимулировать.
Игры для развития самоконтроля.
Несколько игр для развития самоконтроля (от двух игроков и больше).
"Тише едешь, дальше будешь”. Один становится водящим, остальным нужно как можно быстрее добежать и дотронуться до него с заранее условленного расстояния, но двигаться можно только тогда, когда “вода” не видит. Водящий при этом поворачивается спиной, периодически оборачиваясь, с целью застать игроков “врасплох”. Если водящий заметил движение, то игрок отправляется в исходную точку, добежавший игрок сам становится водой.
"Болгария”. Нужно отвечать на вопросы ведущего наоборот, используя “да” вместо “нет” и “нет”, вместо “да”, примеры вопросов: любишь ли ты мороженое? Умеешь ли ты прыгать на одной ножке? Правда ли то, что собаки летают? Тебя зовут Маша?
“Саймон сказал”. Водящий дает двигательные задания (“подними руку, подпрыгни, присядь”), но игроки должны выполнять их, только если прозвучало кодовое слово. В англоязычном варианте игры используются слова “Саймон сказал” перед началом команды, но кодовое слово может быть и другим, например: “пожалуйста”.
"Море волнуется раз”. Водящий говорит стишок “Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри!”, в это время игроки совершают любые активные движения, при слове “замри”, игрокам необходимо замереть в одной позе, пока ведущий не подойдет и не дотронется до них. Игрок может загадать какое-то животное, тогда после прикосновения воды, нужно будет его показать, чтобы ведущий отгадал.
Еще одно интересная задание, развивающее самоконтроль ребенка, это просьба рассказать для родителя “инструкцию” для выполнения того или иного действия: как сделать бутерброд? как нарисовать кошку? как играть в игру? Инструкция должна быть максимально подробной, а родитель может специально совершать ошибки. Такая игра еще и отличная возможность на некоторое время поменяться ролями и, возможно, по-другому посмотреть на отношения с ребенком.
Усложненные варианты игр для детей 6-7 лет.
«Правило одного дня». Ребенок делает много орфографических ошибок по русскому, хотя знает все правила? Вместо того, чтобы писать очередное упражнения из учебника - попробуйте придумать свои веселые правила! Например, договоритесь, что сегодня в разговорах вы не используете слова на букву «с» или прилагательные; называете друг друга вымышленными именами; все имена собственные произносите в обратном порядке (Саша = Ашас, Москва = Авксом); не передаете друг другу предметы из рук в руки и так далее, на что хватит изобретательности). Ведите счет, можно даже назначить приз для самого внимательного
«Шифровки». Оставляем друг другу закодированные послания. Зашифровать можно веселое стихотворение или анекдот, а можно и список продуктов, которые надо купить в магазине, домашнее задание или инструкцию по поиску припрятанного подарка. Если детей несколько, то можно невзначай предложить им использовать шифр, для того, чтобы вести секретную переписку, непонятную взрослым.
«Палата номер шесть». Взрослый задает вопросы, например, о том, как прошел день ребенка, а ему нужно отвечать на предыдущий вопрос, а не тот, который был задан. Для тренированных можно передвинуть ответы не на один, а на два шага назад
Настольные игры на возраст от 6-7 лет.
«Паника в лаборатории». Нужно найти сбежавшую из лаборатории амебу, а для этого придется удерживать в голове ее признаки (форма, цвет, узор) и следить за всеми мутациями, которые с ней случились по дороге. Учимся концентрироваться на задаче, ничего не упуская из виду.
«GoGoGelato». Вроде бы все просто – нужно собрать стаканчики и шарики мороженого по образцу-карточке. Только одно «но» шарики трогать руками нельзя. Чем-то напоминает логические задачки по переливанию воды из кувшина в кувшин.
Игра научит планировать на несколько шагов вперед, контролировать свои движения, чтобы башня из мороженого не рухнула, сдерживать импульсивность: ведь так хочется поймать случайно укатившийся шарик рукой, а нельзя.
Аналогичная игра – Доктор Эврика, материал более «серьезный» - пробирки с реактивами, и требования к навыкам планирования тоже выше
«Хугермугер». Нужно избавиться от своих карт, но делать это приходится по постоянно меняющимся правилам. Например, в первом кону нужно положить карту правой рукой, высунув язык и сказав слово на букву «Ч». А в следующем – играть стоя, закрыв один глаз и говорить «Л» вместо «Р». Если хоть одно правило забыто – получи лишнюю карту.
«Барабашка». Игра, ставшая классикой жанра. В коробке карточки и симпатичные деревянные фигурки. На карточках те же предметы и герои, но нарисованные в разных цветах. Переворачиваем карточку и смотрим. Если цвет на рисунке совпадает с реальным предметом, то как можно быстрее хватаем фигурку. Если нет – нужно схватить предмет, отличающийся по цвету и который не нарисован на карточке. Игрокам нужно оперативно щелкать ребусы в духе: не красное, не зеленое, не книга и не мышь, что осталось? У игры есть усложненные версии – «Барамелька» и «Барабарон».
«Скоростные цвета». Нужно запомнить, как раскрашена картинка и точно так же раскрасить пустую карточку с контурным рисунком, соревнуясь с соперниками, кто быстрее. Больше всего игра прокачивает зрительную память, но и тренировка самоконтроля тоже серьезная: ребенок сам решает, когда он запомнил цвет картинки и готов начать рисовать; есть определенные правила раскрашивания: нужно закрасить область аккуратно, цвета нельзя использовать дважды; штрафные балы за импульсивные решения; в конце раунда – этап самопроверки. Выигрыш засчитывается, только если на все фломастеры надеты колпачки - просто кладезь полезных навыков ?
«Медвед» / «Дикие джунгли». Хороший вариант для импульсивных детей. На скорость сравниваем похожие между собой карточки, главное не ошибиться!
«Котики SelfieMedia». Быстро и просто. Собираем цепочку из котиков, которые полностью одинаковые или отличаются только по одному признаку. В голове нужно удерживать критерии для сравнения и методично проверять каждую следующую карточку по нескольким пунктам, прежде чем взять ее в свою стопку.
«Uno» / «Свинтус». Первая более лаконичная, вторая с претензией на оригинальный дизайн, но суть игры одинаковая. Запоминаем значения для карт и действуем по правилу. Основная задача избавиться от всех карт, скидывая их в подходящий момент. Есть и специальные карты, использовав которые игрокам нужно будет молчать, сменить направление хода, быстрее других выполнить нужное действие. Интереснее всего играть в компании от 4-х человек. Игра динамичная, поэтому хорошо держит внимание.
Для тренировки планирования отлично подходят и большие стратегические игры, например, «Шакал», «Манчкин», «Колонизаторы», «Улей», «Эволюция». Единственный минус – на них нужно больше времени. Это непросто родителям, неудобно в рамках занятий, да и не все дети могут выдержать партию, требующего длительного напряжения внимания.
И напоследок, будьте гибкими! Любую игру можно упростить или усложнить, ориентируясь на интерес и возможности ребенка.
Автор: Жукова Валерия Игоревна - нейропсихолог.