Сенсорное развитие ребенка
Сенсорное воспитание детей начинается от 8-ми месяцев и направленно на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Мелкая моторика
Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Зависимость речи от степени подвижности пальцев рук давно известна (из-за близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга).
Сенсорика
Это развитие восприятия ребенком и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, вкусе, цвете, запахе, положении в пространстве. Не случайно сенсорное развитие составляет основу умственного воспитания и познания мира вообще.
Сенсомоторная координация
Это согласованные действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными.
Тактильное развитие
В процессе визуального и тактильного (контактного) контроля ребенок знакомится с различными качествами предметов, связанными с материалом, из которых они сделаны: железный, деревянный, стеклянный и т.д.), учится различать предметы по форме (круглый, овальный, квадратный), определяет величину предмета (тонкий, толстый, узкий, широкий, короткий, длинный) в сравнении с другими предметами.
Как развивать навыки?
Демонстрируем малышу табличку (кубик, мячик, карточка) красного цвета и называем цвет, форму, материал, свойств (мягкий, холодный, тяжелый) и т.д. Затем предлагаем различные задания на закрепление: «Найди круглые предметы», «Положи красный мячик в коробку», «Постучи деревянным молоточком по красной палочке», «возьми красную карточку».
Для непрерывного сенсорного развития необходимо регулярно обращать внимание малыша на одежду, продукты, объекты домашней обстановки, на улице, т. е. подкреплять знания практическими наблюдениями и упражнениями. Повторять и закреплять в памяти изученное можно и в игровой форме.
Игры типа «Что бывает круглое?», «Найди все предметы, похожие на треугольник» обостряют восприятие, концентрируют внимание. Отлично подходят для сенсорного развития пособия Монтессори, кубики Никитина, и материалы для творчества.
Развитию зрительного восприятия способствуют мозаики (в раннем возрасте – до 3 лет - лучше предлагать наборы деталей, окрашенных в основные цвета, позже – с оттенками), рамки-вкладыши (может быть использован принцип выкладывания по форме, по размеру, по цвету).
Слуховое восприятие совершенствуется с помощью погремушек, музыкальных инструментов, звучащих шариков и кубиков.
Для развития тактильных ощущений нужно, чтобы ребенок познакомился с различными по фактуре материалами. Поэтому в арсенале игрушек должны быть не только резиновые, пластмассовые предметы, но и деревянные, войлочные, соломенные, глиняные, а также изготовленные из тканей. Можно самостоятельно сделать игрушки с различными наполнителями – (горохом, крупой, монетками, ватой).