Развитие речи и чтение

Развитие речи и чтение

Первые годы жизни — период интенсивного развития речи: формирования у ребенка речевого слуха, накопления словаря, овладения грамматическим строем языка. С появлением речи тесно связано формирование восприятия, памяти, мышления, воображения, чувств.

Развитие речи — это процесс сложный и длительный, речь в своем развитии проходит три этапа.

  1. Довербальный. Приходится на первый год жизни. В этот период складываются предпосылки развития речи, понимание ребенком простейших высказываний взрослого, возникновение пассивной речи.
  2. Переход к активной речи. Он приходится обычно на второй год жизни. Ребенок начинает произносить первые слова и простейшие фразы, развивается фонематический слух.
  3. Совершенствование речи как ведущего средства общения. В речи ребенка  все точнее отражаются его намерения, все точнее передается содержание и общий контекст отражаемых событий. Происходит расширение словаря, усложнение грамматических конструкций, четче становится произношение. К началу 3 года у детей формируется грамматический строй речи, происходит интенсивное накопление словаря, значения слов становятся все более определенными. К концу 3 года ребенок владеет набором примерно из 1000 слов.

Что же надо делать, чтобы ребенок своевременно начинал говорить? Речь — это не прирожденный дар. Ребенок перенимает ее у взрослых. Очень рано, буквально с первых недель жизни, младенца привлекает голос матери и других близких. Разговаривая с малышом, взрослые формируют у него слуховое сосредоточение, умение прислушаться к звукам.  Сроки и темпы овладения речью у каждого ребенка индивидуальны. Уже не раз психологи пытались установить, сколько слов должны говорить дети каждого возраста. Однако пока эти попытки ничем не кончились: между детьми от года до двух лет слишком большие различия, которые потом сглаживаются. Само по себе количество произносимых слов еще мало что говорит о развитии речи.

Малышу необходимо давать вволю пощупать, посмотреть, постучать, понюхать, попробовать на вкус не только игрушки, но и предметы ближайшего окружения. Конечно, потребуются и игрушки, развивающие интеллект: пирамидки, матрешки, вкладыши и др.  Хорошим стимулом для речевого и интеллектуального развития малыша станут также игры с пальчиками. Занятия на развитие мелкой моторики и логического мышления (ссылка)  одновременно  развивают речь.

Как развивать: беседовать, рассказывать, расспрашивать, комментировать, читать, обсуждать, слушать, декламировать короткие стихи, потешки и т.д.!!!

Чтение

Возраст: с 2-х лет

Зачем ребенку читать? Ответ, в общем, очевиден: для того, чтобы ориентироваться в море разнообразной информации, учиться в хорошей школе и вообще стать образованным человеком. Поэтому вполне понятно желание родителей научить свое чадо этому весьма важному делу. Но как?

Раньше все было гораздо проще – был синий букварь с огромной оранжевой буквой А на обложке, и миллионы мальчиков и девочек (кто в три, кто в пять, кто в семь лет) осваивали по нему бессмертные тексты про маму, которая мыла раму. Но вот эти мальчики и девочки  выросли и сами стали родителями. И тут-то выяснилось, что времена изменились. И появились самые разнообразные способы, позволяющие научить ребенка читать. Глаза разбегаются – карточки Домана, кубики Зайцева, шершавые буквы Марии Монтессори, методика Тюленева, которая обещает научить ребенка «читать раньше, чем ходить»….

Многочисленные методики обучения чтению можно условно разделить на несколько групп.

Азбука

В этом методе каждая буква подкреплена опорной мнемонической картинкой: А – аист, Б – барабан и т.д. Для запоминания букв этот метод неплох. Но для чтения никуда не годится. Допустим, кроха усвоит, что М – это буква медведя, а А – буква аиста. Но почему тогда из последовательного чередования медведей и аистов получается слово МАМА? По этой же причине нельзя учить малыша названиям букв: «эм», «дэ», «эр» и т.д. Легко ли потом из сочетания «ка-эн-и-гэ-а» получить слово «книга»?

Букварь

Традиционный способ обучения. Буквари могут различаться самыми разнообразными картинками и героями, однако общий принцип букваря заключается в том, что ребенок учится соединять отдельные звуки в слоги, а слоги – в слова. В букваре даются последовательные упражнения на различные сочетания согласного и гласного: ма-ам, мо-ом, му-ум и т.д.

Складовое чтение или Кубики Зайцева

Петербургский педагог Н.А.Зайцев придумал поместить склады на кубики и таблицы. В отличие от обычных кубиков-азбуки, на гранях кубиков Зайцева изображены не буквы, а склады. Склад - это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква.  Плюс этой методики заключается в том, что ребенок в игровой форме сразу запоминает склад, сочетание букв.

Метод целых слов или «глобальное чтение»

Его придумал американский ученый Глен Доман. Младенцам, начиная с двухмесячного возраста, когда у них начинает фокусироваться взгляд, в быстром темпе показывали различные карточки, на которых были изображены слова и предложения. Во время показа педагог или мама читали надписи на карточках. Ребенок таким образом запоминал слово целиком.

Как ребенок может научиться читать, если он еще не говорит?

Речь имеет две формы: устную и письменную. Устную речь человеческий мозг воспринимает через органы слуха, а письменную – через органы зрения. В голове же ребенка при понимании как устной, так и письменной речи происходят одни и те же биохимические процессы. Ребенок сам(!) осваивает закономерности языка. Главное, чтобы он находился в ситуации интенсивного общения. И не важно, в какой форме (устной или письменной) будет организовано  это самое общение.

Да, собственно, это вам решать - обязательно или нет учить ребенка читать до школы. Просто до пяти лет развивается мозг человека, к трем годам он созревает на 75%, а к 5-6 - на 90%.

Задать вопрос