Физическое развитие ребенка
Достижения в сфере интеллекта и креативности в значительной мере связаны с уровнем развития психомоторной сферы ребенка. Специалисты, изучавшие развитие интеллекта у малышей, постоянно говорят об устойчивой взаимосвязи уровня развития мышления и двигательной активности ребенка, прежде всего уровня развития мышления и координации движений.
Умственное развитие малыша происходит параллельно с физическим и сенсорным, это естественно, ведь мозг — часть организма. Объясняется это еще и тем, что главный и практически единственный способ знакомства с миром для младенца — движение. Адаптация малыша к окружающему миру происходит преимущественно путем совершенствования координации восприятия и движения.
Сколько должен двигаться здоровый ребенок в течение дня? Исследования специалистов показывают, что объем и качество движений зависят от целого ряда факторов: возраста, пола ребенка, времени года, суток, индивидуальных особенностей, условий, в которых он живет.
Дети 2-4 лет преодолевают за сутки приблизительно 2,5-3 км, а 6-7 лет - 7-8 км и более. Мальчики в среднем двигаются больше, чем девочки. Летом у детей потребность в движении больше, чем зимой. Это связано с изменением обмена веществ. Двигательная активность зависит от индивидуальных особенностей. Есть дети с повышенной двигательной активностью, со средней, умеренной и малой потребностью в движениях.
Как приучить малыша к активности, как сделать, чтобы он хотел двигаться? Эту задачу поможет решить совместная деятельность родителей и ребенка. Предложите во время прогулки догнать вас или сами догоняйте ребенка, постепенно увеличивая расстояние бега. Пусть малыш попрыгает как зайчик или воробышек. Хорошо активизируют действия малышей различные игрушки, особенно мяч. Действия с мячом дают нужную нагрузку организму и в то же время не утомляют.
Как развивать физические навыки ребенка?
Ходьба и бег
Учимся:
- Ходить и бегать в определенном направлении ( к маме, к кукле Кате, к мишке , к коляске и т.д.
- Поднимать ноги при ходьбе, стопы ставить параллельно. Для этого можно перешагивать через веревочки, кубики и т. п. (высота от 5-10 до 15-20 см),
- Ходить по дорожке с нарисованными параллельно следами, по скамейке или по бревну.
- Держать корпус прямо, не опускать голову.
- Переходить от ходьбы к бегу и наоборот, менять направление при беге.
Ползание и лазание
Ползанием ребенок овладевает на первом году, на втором этот вид движений совершенствуется. Лазанье по лестнице ребенок осваивает на втором году: сначала приставным шагом, затем смешанным и только к концу третьего года жизни — переменным шагом.
Учимся:
- Ползать по прямой, с подлезанием под веревку (высота 25-30 см), пролезать в обруч, под стулом и т. д.
- Ползать вверх по наклонной доске, сползать с нее вниз (высота - 1м).
- Лазать по лесенке-стремянке вверх и вниз (высота 1-1,5 м).
- Влезать на лестницу и слезать с нее.
Игра в мяч
Прокатывание, бросание, бросание с последующей ловлей и т.п.
Учимся:
- Бросать, катать мяч в определенном направлении (прокатывать в воротца, между кубиками, бросать в корзину, кукле Кате
- соразмерять силу броска с расстоянием (ребенку предлагают несколько раз бросить мяч в корзину с расстояния от 0,5 до 1,5 м, меняя расстояние для возникновения у ребенка разных мышечных ощущений);
- ловить мяч, брошенный взрослым (расстояние 0,5-1,5 м), бросать мяч взрослому
- подбрасывать мяч вверх и пытаться его ловить;
- бросать мяч об пол и пытаться ловить.
Прыжки
Прыжковыми движениями малыш начинает овладевать одновременно с бегом на втором-третьем году. Прыжок, так же как и бег, требует известной физической подготовленности. Вначале ребенок овладевает подскоками на месте, с продвижением вперед, затем учится прыгать в длину с места, спрыгивать с предметов.
Учимся:
- ритмично приседать, сгибая ноги в коленях («пружинка»), постепенно отрываться от пола;
- подскакивать на месте на двух ногах, отталкиваясь носками, приземляться мягко, слегка согнув ноги в коленях;
- подскакивать с продвижением вперед;
- перепрыгивать через линии, нарисованные на полу (расстояние между линиями 10, затем 20, 30 см), прыгать через ручеек, канавку и т. д.;
- подпрыгивать вверх, касаясь предмета, находящегося на высоте 10-15 см от поднятой руки ребенка;
- спрыгивать с высоты 10, 20, 30 см.