Эмоциональное развитие ребенка

Эмоциональное развитие ребенка

В раннем детстве дети способны выражать множество эмоций: радость, восторг, удивление, тревогу, доверие, страх, стыд, гнев и др. Ни одну из этих эмоций нельзя назвать «хорошей» или «плохой», «полезной» или вредной», так как каждая из них чему-то учит ребенка.

В первые годы жизни ребенка происходит интенсивное эмоциональное развитие. Именно в это время ребенок наиболее непосредственен в выражении чувств: его радость безмерна, страх искренен, обида глубока. У ребенка существует повышенная потребность в эмоциональном признании окружающих, и в первую очередь родителей.

Общение ребенка со сверстниками доставляет малышу множество эмоций, причем как положительных, так и отрицательных. Например, на втором году жизни ребенок может почувствовать беспокойство при приближении другого ребенка, а на третьем году детям свойственно эмоциональное заражение друг от друга: они хохочут, визжат, прыгая вместе, валяясь на ковре. Ребенок еще не умеет сопереживать другим людям. И хотя этот механизм сопереживания формируется лишь с 4-х лет, взрослые уже в период раннего возраста могут подготовить для него базу: говорить с ребенком о чувствах и переживаниях самого малыша и окружающих его людей.

Эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи. Именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности развития ребенка. Оно зависит не от культурных и индивидуальных особенностей ребенка, а только от взаимоотношений с близкими.

Малыш еще не умеет контролировать, сдерживать свои эмоциональные проявления, им движут сиюминутные желания и порывы. Его эмоциональные состояния преходящи и неустойчивы. Задача взрослых — научить малыша понимать сначала свое эмоциональное состояние, а затем и состояние окружающих его взрослых и детей.

Как развивать?

Почему люди смеются?

Нарисуйте ребенку несколько кукол с разными  выражениями лица: кукла смеется, кукла плачет, кукла сердится. Или нарисуйте мордашки, на которых отсутствует рот и попросите малыша дорисовать его с учетом разных эмоций. Показывая на каждое изображение, спрашивайте у  малыша, что делает кукла. Рассматривая смеющуюся куклу, поинтересуйтесь, что могло ее рассмешить, вместе с  ребенком придумайте веселую историю. Поговорите о том, что кажется смешным вашему ребенку. Показывая на  плачущую куклу, спросите, что нужно делать, когда  кто-нибудь плачет (пожалеть). Так же обсудите, что может стать причиной слез и т.д.

Цветное настроение

Вам потребуются: краски. Нарисуйте что-нибудь желтой краской. Поинтересуйтесь у ребенка, как он думает, желтая краска — веселая или грустная? На что она похожа? «А как ты думаешь, каким цветом можно нарисовать грустный день? Веселое утро? И т.п.»

Такая разная музыка

Предложите малышу послушать веселую песенку и потанцевать под нее. Потом поставьте спокойную музыку.  Возможно, ребенок захочет подвигаться и под медленные звуки. Обратите его внимание, что под быструю музыку движения получаются иные. Возьмите кроху на колени и просто послушайте музыку. Поинтересуйтесь у малыша — на что она похожа. Покажите, как можно водить рукой в такт мелодии, попросите ребенка сделать то же самое.

В процессе игр  предлагайте  ребенку имитировать различные эмоции, черты характера  и поведения зверей, птиц, сказочных героев (трусливый зайка, хитрая лиса, веселый колобок и т.д.)

 

Задать вопрос